(15 августа по старому стилю)
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии отмечают православные верующие 28 августа. В народе просто этот день называют — Успение Пресвятой Богородицы. В православной и католической церкви этот день посвящен гибели Божией Матери.

В Новом Завете говорится, что Христос после распятия попросил апостола Иоанна заботиться и оберегать Марию. Уже после смерти и воскрешения Иисуса, Мария вместе с Иоанном жила в Иерусалиме, и очень часто читала молитвы на Голгофе. И вот один раз во время прочтения молитвы к Марии явился архангел Гавриил и сказал, что она через три дня «отойдет ко Христу Богу». Когда умерла Мария, все апостолы, которые читали молитвы в разных странах, каким-то чудом сразу же собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богородицей. Эти же апостолы осуществили обряд погребения. Они положили тело Марии в гробнице, где были захоронены ее родители. Вход в гробницу апостолы закрыли большим камнем. Только один апостол Фома не смог проститься с Марией до ее кончины. И только на третий день он смог прийти в Иерусалим. Тогда остальные апостолы открыли гробницу для того, чтобы Фома смог попрощаться с Богородицей. Но все были удивлены: в гробу кроме погребальной одежды с дивным благоуханием не оказалась тела Марии. В этот же день Богородица явилась сама к апостолам вместе с ангелами и сказала: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».

Православная церковь относит Успение к одному из очень важных праздников из двенадцати после Пасхи. Успением заканчивается двухнедельный Успенский пост, который считается самым строгим после Великого поста.

В народе Богородицу сравнивают с древним божеством – Матерью Сырой Землей. Именно поэтому в день Успения земля – это именинница. В этот день по земле стоит ходить только в обуви и нельзя втыкать в нее острые предметы – такие как колья, лопаты и другие инструменты.

День в народе называют по-разному:

  • «Обжинки»
  • «Дожинки»
  • «Большая пречистая»
  • «Спожинки»
  • «Соление»

 

«Дожинками» день называют из-за того, что приходит к своему завершению жатва хлеба. В жатве принимали участие больше женщины, поэтому в давние времена период отдыха после Успения называли молодым Бабьим летом, длящаяся до 11 сентября, то есть до Ивана Постного.

Выходя в последний раз в поле, женщины обвязывали соломой серпы и катались по земле, прося жниву вернуть все силы, которые потрачены были на уборку урожая. Самый последний сноп наряжали в сарафан и кокошник и с песнями и плясками несли в деревню. Там уже празднования продолжались всей округой. Готовили вкусные угощения и накрывали стол прямо на улице, так как это было всеобщее торжество. Возле стола ставили наряженный сноп и кланялись ему, благодаря за урожай и сытный обед. После угощения взрослые расходились по дворам, чтобы попить чая с родными и близкими, а молодежь шла на поляну водить хороводы и петь песни. К этому гулянию готовились заранее, так как на следующий день уже можно было идти в сваты к будущей невесте. Девушки наводили красоту очень долго, потому что нужно было понравиться парням. Говорили: «Девушка, которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!».

В этот день часто крестьяне носили в церковь освятить и благословить семена или колосья хлебов. После чего устраивали пир — варили пиво, жарили баранов, пекли пироги. Зажиточные крестьяне угощали бедных лакомствами.

День называли «Соление» потому, что время для засолки огурцов и кваски капусты. Из них зимой готовили щи, рассольники и кушали с хлебом и картошкой.

Обращали внимание на следующие приметы на Успение:

Если с утра заморозков нет – две недели их еще не жди.
Хорошая погода говорила о том, что вторая половина сентября будет ненастной.
Радуга обещала долгую и теплую осень.
Если везде много паутины – быть холодной зиме.

Именинники в этот день: Иосиф, Максим, Мария, Никита, Степан.