(5 августа по старому стилю)
В православном календаре это день отведен для почтения святого Евсигния Антиохийского, родившегося в середине 3 века в Антиохии. Верующие называют его Евстигнеем. Он был воином в римских войсках на протяжении 60 лет. За это время он видел смену нескольких императоров. После службы Евстигней отправился к себе на Родину. Там он жил, соблюдая все посты, молясь, и постоянно посещал храмы. После прихода императора Юлиана Отступника, который хотел вернуть язычество, Евстигнея арестовали по наводки кого-то из своих же братьев. На суде он высказал свое мнение по поводу отказа императора от Христа, за что и получил наказание. Его казнили в возрасте 110 лет.

По-другому в народе этот день называют:

  • «Евстигнеев день»
  • «Луков день»

 

Подходил к своему завершению сбор урожая с полей. В это время уборка проходила в тихой обстановке, нельзя было разговаривать, а тем более ссориться при зажиме снопа. Это могло привести к болезни домашних животных в зимний период. Чтобы нечистая сила не смогла навредить скотине во время выгулки, крестьяне просили помощи у Матери Сырой Земле и заклинали нивы «на все четыре стороны». Для этого с самого утра по белой зорьке выходили в поле крестьяне и повернув лицо к востоку, кричали: «Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!». После этого поливали землю принесенным конопляным маслом и, поворачиваясь на запад, дальше кричали: «Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую!». Землю опять поливали маслом и, обернувшись на юг, говорили: «Мать Сыра Земля! Уйми ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!». И уже полив еще раз землю, говорили в северную сторону: «Мать Сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами и морозами!». После этого обряда баночку с оставшимся маслом разбивали о землю, и все участники обряда уходили домой, при этом осматривая свои и соседские поля – все ли хорошо убрано. Если же они не замечали, что что-то еще не убрано, а Житный дед это видел первым, то у хозяина поля не было урожая в этом году, так как Житный дед переносил все на места, где относятся к урожаю с уважением.

Также в этот день проводили обряд сбора «житной матки», то есть молодые девушки шли по сжатой полосе и собирали упавшие стебли с наибольшим числом колосьев. Говорили, что если кому-то повезет найти колосья с двенадцатью колосками, то та девушка унесет к себе домой счастье. Это колосья хранили рядом с иконами. Они могли помочь три раза при необходимости, поэтому к ним относись с почтением. Когда сеяли зерна с житной матки, то первым бросали один из хранившихся колосьев.

После уборки полей сразу же начиналась уборка огорода. 18 августа уже начинали собирать лук, из которого плели длинные гирлянды и развешивали в доме для очищения воздуха. К вечеру собранный лук принимали в пищу, заедая его хлебом и запивая квасом. А вот жарить или печь луковые головки до Сазонта запрещалось, так как можно было потерять еще не убранный урожай.

Также в этот день собирали ячмень, из которого месили хлеб, чтобы на протяжении всего года не испытывать недостаток продовольственных товарах и хватило урожая до следующей весны.

В народе верили в следующие приметы:

По погоде в этот день судили о погоде в декабре.
Если уже лук прозрел 18 августа, то говорили, что у крестьянина урожая не будет.
На поверхность воды всплыли пиявки, и земляные черви выползают из земли – жди дождя.
К вечеру на закате солнца выходили в поле и очень сильно кричали: если эхо слышно далеко – быть солнечному и ясному дню, а если близко – жди дождя.

Именинники в этот день: Викентий, Дарья, Евдокия, Евстигней, Ефим, Иван, Кристина, Максимилиан, Мария, Нонна.