(1 сентября по старому стилю)
Православная церковь вспоминает в этот день святого Симеона Столпника, который родился в середине 4 века в Сирии. Семья его была не очень богатой. Как-то раз он был в церкви на песнопении и ему оно очень понравилось. И это подвигло его к вере в христианство. Симеон совершил обряд пострига. Он оставил свой дом и направился сначала в обитель, а затем в пустыню. Симеон основал «столпничества», то есть беспрерывная молитва на открытом площадке, столбе или башне. Симеон был сильным духом и верующим человеком. И поэтому все время он проводил на столпе. Ему даровался дар исцеления духовных и телесных недугов и предвидения будущего. О Симеоне говорили не только в Сирии, но и в других странах. К нему стали приходить как поодиночке, так и целыми толпами. И со всеми он старался поговорить и выслушать каждого. Даже цари, и императоры приходили к нему пообщаться. Умер Симеон на столбе, где он провел более сорока лет.

Праздник имеет и другие названия:

  • «Новолетие»
  • «Сёмин день»
  • «Семёнов день»
  • «Летопроводец»
  • «Первые осенины»

 

14 сентября начиналось раньше бабье лето. С наступлением этого дня и начиналась работа у женщин. Женщины и девушки с самого утра мяли и трепали пеньку, мыли в воде лён и расстилали на лугах, чтобы отлежался. К вечеру собирались возле прясел. Девушки обращали внимание во время прядения, как ложилась нить: если прямо – к хорошему мужу, а если неровно – попадется негодный супруг. Также кроме работы в этот день и устраивали веселья, пели песни и танцевали. Молодые парни выходили насмотреть себе невесту. Матери, которые желали свои детям хорошей жизни, накрывали столы, куда ставили мед и пироги. За этот стол зазывали всех молодых девушек, а уже парни бежали сами посмотреть на собравшихся красавиц. С этого дня начинались свадебные недели.

Этот день называли в старые времена «Первыми осенинами» или «Оспожинками» потому, что уже заканчивали жатву, которая помогала всей семье на протяжении года хорошо жить. В этот день отмечали праздник урожая, и воздавалось Благодарение Матери-земле.

Существует много обрядов, которые крестьяне проводили в этот день. После заката солнца нужно было в доме потушить весь огонь и оставить только лампады, а уже утром на заре зажечь огонь снова, но это должен был сделать только знахарь. Он получал огонь по-старинке, то есть тер дерево об дерево. А вот поджечь первую спицу огнем разрешали юной девушке или юной невестке. Это был обряд обновления огня.

Также был такой обряд похорон мух и тараканов, который также помогал избавить дом от этих вредителей. Хозяева делали для них гробики из репы и морковки и ложили в каждый по одному насекомому, а потом хоронили, то есть закапывали в землю. И это все делали вдали от дома. Верили в то, что вместе с этими насекомыми уйдут из дома все несчастья, бедность и различные болезни и неурядицы.

Верили в приметы на Семёна:

Если днем ясная погода, то тепло продержится до начала зимы.
Птицы уже улетели на юг – зима придет рано.
Если ветер дует с юга – быть теплой зиме.
На полях много паутины – осень затянется.

Именинники в этот день: Иисус, Марта, Марфа, Наталья, Семен, Татьяна.